Смехопанорама

Россия необыкновенно много смеялась за последние годы. По ходу этого увлекательного состояния мы пережили расстрел парламента, две войны, букет террористических актов и техногенных катастроф.  Я уже не говорю о таких мелочах, как разгул  криминала, снижение уровня жизни и падения уровня нравственности.

Смех в таких условиях может быть свидетельством жизнестойкости. А может – и чем-то другим.  В одном из интервью Н.Фоменко, записной острослов и гонщик (чудно-двусмысленное слово в современном русском) следующим образом ответил на вопрос журналиста о том, насколько постоянное «смехачество» и актерство могут влиять на психическое здоровье: «Это может отразиться на психическом здоровье нации. Хотя дальше психическому здоровью нации падать уже некуда».

Вообще, смех был всегда, но интересно, что его позиция в рамках человеческого существования менялась во времени. В древних обществах к смеху относились в качестве низкого, неблагородного состояния человеческой природы. Высокая ответственность существования в обществах  несовременного типа заставляла человека быть серьезным и аристократичным. Смех был проявлением низкого, животного в человеке, физиологическим бунтом против культуры и порядка. Когда давление высокого становилось  чрезмерным – начинались карнавалы с их кривляньями, скабрезностью, площадностью.  Считанные дни организованных в традицию  бесчинств заканчивались, и начиналась жизнь, целью которой были небеса.

Правда, с возникновением общества  современного типа карнавалы исчезли.  Французский мыслитель Р.Генон остроумно объяснил природу этого исчезновения тем, что карнавальная стихия низкого, животного захлестнула саму жизнь, победила в ней.

Средневековая культура вообще видела в смеховой природе нечто сатанинское и даже богоборческое. И действительно – там, где царствует смех, нет высокого, чистого, цельного, торжественного, как если бы мы видели течение жизни в ритме ускоренной перемотки киноленты. Нелепые суетливые движения, подпрыгивания, подергивания. Правда, когда современное общество  пробивало себе дорогу, смех позиционировали как средство  исправления нравов, бичевания пороков и т.д. В наше время идейное  место смеховой культуры определилось весьма точно – глум. Бенни Хилл, Бивис и Батхед, «Криминальное чтиво» Тарантино — яркие, но далеко не единственные эталонные явления современного смеха. Суть смеха – в злорадстве, глумлении. В радости от того, что все кругом уроды и идиоты, в большей или меньшей степени. Поэтому никого и ничего не жалко.  И можно быть каким хочешь и как хочешь. Такие сатанинские выходки порождает, казалось бы безобидный, смех.

Вернемся в Россию. Смехотерапия для современных россиян облегчает расставание с такими качествами как доброта, верность, достоинство, ответственность и т.д. Будущим симпсонам это ни к чему. Молодые люди повально заражаются КВНом, оттесняющим в любом вузе  саму учебу и профессиональный рост на десятый план. Привычка к зубоскальству по любому поводу надежно «улилипутит» молодого человека как личность. Возможно, навсегда. Низкое заразительно.

Кстати: гуманист Ф.Рабле, один из отцов современной смеховой культуры, считал очень смешным описывать эксперименты одного человека, целью каковых было определить, чем приятнее подтирать задницу. Современная критика считает его роман возможно лучшим в истории человечества. Я бы сказал – «освобожденного человечества».

 

П. Уваров