Самоеды

Страсти  по монетизации зримо и рельефно напомнили о проблеме, которая, на мой взгляд, является проблемой не социальной, а экзистенциальной, бытийственной – это отношение к старикам. Не хотелось бы повторять банальные, хотя и правильные слова об отношении к старикам и детям как объективной мере оценки здоровья общества. Но это правда.

Клясть правительство по поводу «наезда» на стариков (потому что в первую очередь монетизация коснулась их), конечно, можно, но наше собственное, неправительственное отношение к старикам гораздо важнее, фундаментальнее. Пнуть стариков легче всего, потому что в целом мы относимся к ним жлобски, разве что своих собственных можем пожалеть. Но своих собственных мало, а тех стариков, которые раздражают нас в общественном транспорте бесплатными поездками туда и сюда, много. Ведь не такой редкой была реакция, хотя, конечно, эмоциональная и полушутливая, что, дескать, вот теперь поездите туда-сюда со стороны так называемого трудоспособного населения.

В свою очередь плохо одетые, озлобленные, не ждущие ни от кого доброго отношения старики всего лишь зеркало отношения к ним. Старая поговорка о том, что каждый народ заслуживает своего правительства, легко применима и к другим массовым явлениям. Разве мы заслуживаем спокойных, лучащихся добротой и довольством благообразных стариков своим отношением к ним даже в своей собственной семье.

Более того, с глобально-исторической точки зрения такое отношение к предыдущим поколениям совершенно точный научный индекс культуры общества в том смысле значения слова культура, который обозначает, насколько мы ушли от психологии джунглей, природы.

Русские землепроходцы XVII века удивлялись тому, что некоторые жившие в суровых природных условиях северные народы нередко не просто избавлялись от стариков, становившихся обузой в их тяжелой жизни, но и зачастую употребляли их в пищу в самом прямом смысле этого слова. Поэтому эти племена получили у православных землепроходцев получили наименование «самоеды». Кому не понятно,  самоедство, с точки зрения человека XVII века – человека религиозного и традиционного – это поедание именно родителей, т.е. тех, от кого мы произошли, потому что качеством «самости» мы наделены не в равной степени – те, от кого мы произошли, более реальны, в них «самости» больше.

Сохранившемуся до рубежа XIX-ХХ века аналогичному обычаю в бедных горных патриархальных деревушках Японии был посвящен фильм «Легенда о Нараяме», получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах. По сюжету, основанному на реальных этнографических фактах, дети могли унести постаревших родителей на священную гору Нараяма и оставить их там умирать (поедание в этом варианте не было предусмотрено). Для того чтобы произвести эту облегчающую операцию, у жителей деревни был «объективный» законный признак: выпадение зубов у родителя. Смысловое зерно фильма заключается в том, что главная героиня – пожилая женщина – спасая от нищеты полунищую семью своего сына, выбивает себе зубы о край колодца, чтобы у близких была законная возможность унести ее умирать на гору. В фильме звучит идея победы духа над слабой природой человека, но в реальной жизни все не так заметно, хотя и не менее драматично.

Наши старики прожили свою жизнь по другим правилам, когда главным было преуспевание страны, а не личное обогащение, и хороши были эти правила или нет, но они жили по ним, при этом с очень достойными результатами. Подтверждением этому явилась индустриальная, космическая и атомная мощь страны. С переменой правил у стариков отняли не только остатки денег, но и в каком-то смысле даже накопления самоуважения, вместе с опоганенным в СМИ советским прошлым. И в отличие от самоедов, современный россиянин тяготится своими стариками не в силу того, что он живет на грани жизни и смерти где-то в тайге или в горах, а в силу того, что  старики, и, кстати, дети, являются обузой, мешающей производящей части населения жить «красиво». Не так уж мы бедны, чтобы пожилые люди не ощущали себя в своей семье защищенными, любимыми и нужными. И не надо переводить стрелки на правительство. Если бы мы не превратились в сообщество самоедов, у нас и правительство было бы другое.

Кстати: По китайскому уголовному кодексу династии Тан каторгой наказывались дети, скупо содержащие родителей. Интересно, сколько каторжан было бы в нашей стране, если бы хотя бы на месяц ввести в действие Кодекс мудрой средневековой династии?

 

П. Уваров