Раскинулось море широко…

Чтобы мы не говорили о природе популярности, она всегда  свидетельствует о некоем состоянии души человека. Его привлекает то, что рифмуется с его мироощущением, с его проблемами, страхами, раздражителями и т.д. Поэтому обращение к популярным феноменам всегда во многом – археология души.

В свое время меня заинтересовал феномен популярности фильма «Титаник» именно ввиду его необычайных кассовых сборов и популярности главной звезды фильма – Леонардо ди Каприо, напомнившей чем-то классическую «битломанию». Объяснить успех этого фильма, оперируя достаточно простыми шифрами, очень трудно.

Безусловно, фильм высокобюджетный, но не настолько, чтобы говорить о заведомом превосходстве над бюджетами других блокбастеров. Неплохой подбор актеров, но в любом блокбастере, который должен «отбить» достаточно большие деньги, снимается две-три суперзвезды либо актеры, близкие к ним по статусу. Неплохая режиссерская работа, но Кэмерон, при всем уважении к нему, не Скорсезе и даже не Тарантино (при этом Скорсезе «Оскаров» так и не дают). Красивая мелодраматическая история положена в основу сценария, но это скорее правило, чем исключение. Неплохой саунд-трек, но есть фильмы с более мощным саунд-треком, не получившие такого признания у публики и киноакадемиков. То есть простая дешифровка ничего не проясняет.

Легкой подсказкой для «археологов популярности» может служить то, что фильмов либо прямо посвященных катастрофе «Титаника», либо связанных с ней косвенно, но сюжетно значимо, в западном кинематографе немало. И вот следуя этой подсказке, можно натолкнуться на интересные историософские соображения. Правда, несколько оторвавшись от самого кэмероновского произведения.

Крушение «Титаника», безусловно, для мировоззрения ХХ века – событие символическое. Непотопляемое детище западного прогресса на ниве кораблестроения, казавшееся вторым «ноевым ковчегом», было сокрушено Атлантическим океаном за считанные часы, хотя один из персонажей фильма прямо говорит в порту отплытия, что «этот корабль не смог бы потопить даже Господь Бог». Кроме того, «Титаник» именно поражал не только своими масштабами и мощью, но и способностью предоставить пересекающим Атлантику пассажирам высочайший уровень комфорта, который всегда был связан с представлениями не столько о длительном, изматывающем, ненадежном  океанском рейсе, сколько о пребывании на земной тверди, в фешенебельном парижском ресторане или гостинице.

Иллюзорность роскошной защищенности в фильме подчеркивается операторской работой весьма убедительно, и фактически выглядит автономной частью сюжета. Есть ощущение, что детальное изображение катастрофичности в полном смысле этого слова оказывается чуть ли не центральным звеном картины. Поэтому можно предположить, что тема «Титаника» является столь популярной в сознании человека ХХ века, принадлежащего, прежде всего европейской, англо-саксонской культуре, в первую очередь потому, что данное событие оказалось совершенно неожиданно наиболее яркой метафорой внутреннего мироощущения нашего современника. 

Сколь бы не ощущали мы себя защищенными хитроумными техническими новшествами и открытиями, стальной мощью механизмов, совершенно невообразимым уровнем комфорта, тем не менее, мы чувствуем себя пассажирами ковчега, за бортом которого в любой момент может разверзнуться бездна, не поддающаяся контролю, управлению и предсказанию. Плавание на «Титанике» можно было бы назвать архетипичным сюжетом не только для современного человека, опять же вспомним историю ковчега или скитания Одиссея, за одним весьма важным исключением. В стихии всемирного потопа  Ноев ковчег вовсе не был единственной защитой плывущих, потому что их поддерживала уверенность в божественной защите и водительстве. А Одиссей, преодолевая всевозможные, в том числе и самые ужасные, препятствия вроде Сциллы и Харибды, возвращался на родную Итаку. Современный «Титаник» гораздо мощнее ковчега или кораблей времен Одиссея. Но человек, плывущий на нем, живет в мире, в котором нет ни Бога, ни Итаки, и он не может не ощущать себя игрушкой беззаконной, бессмысленной и безразличной стихии.

Мы давно уже плывем в пустоте. И это ощущение заставляет с ужасом зачарованности возвращаться к истории самого знаменитого кораблекрушения и внимать ей.

Кстати: Проблема современного человека заключается в том, что он  вряд ли заметит голубя с масличным листом, даже если он будет ему послан.

 

П. Уваров