Пространство мусора, или Анонс одного юбилея
Пороком улей был снедаем,
Но в целом он являлся раем.
Б.Мандевиль.
Летом 2005 года исполнится 300 лет со дня выхода одной из самых честных книг о современном обществе – «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» Б.Мандевиля. Этот лондонский врач и, по совместительству, философ, обратил внимание современников на то, что «самыми необходимыми качествами, делающими человека приспособленным к жизни в самых больших и, по мнению всего света, самых счастливых, самых процветающих обществах, являются его низменные и наиболее отвратительные качества».
Он вовсе не был мизантропом, этот лондонский доктор медицины. И не был занудливым, тоскливым пессимистом, наподобие своего российского коллеги А.П.Чехова. Он был бодрым и весьма жизнерадостным человеком. И как все люди с хорошим жизненным тонусом, вероятно, любил прогуливаться пешком по загаженному и захламленному Лондону. Многие наши соотечественники также любят фланировать на заваленных мусором улицах наших городов. Но обычному человеку созерцание мусора и нечистот навевает чувства искренней неприязни к окружающим. Лондонский доктор же увидел за санитарным неблагополучием своего города нечто большее.
«Я полагаю, - писал Б. Мандевиль, - что пока те люди, которые вынуждены постоянно ходить пешком по Лондону, не принимают во внимание ничего, кроме своей одежды и своего личного удобства, среди них найдется мало таких, кто не пожелал бы, чтобы улицы его были гораздо чище, чем они обычно бывают; но если они однажды поймут, что многое из того, что доставляет им неудобство, является результатом изобилия, оживленного уличного движения и богатства этого могущественного города, то, если они хоть немного заботятся о его процветании, они вряд ли когда-либо захотят, чтобы его улицы были не такими грязными. А если учесть, скольких денег и труда надо вложить, чтобы убирать мусор и грязь так же быстро, как они возникают, то Лондон просто невозможно сделать более чистым, прежде чем он станет менее процветающим».
Но в своих рассуждениях англичанин французского происхождения идет дальше. Он прямо и без всякого намека на юмор доказывает, что «пороки частных лиц – блага для общества», придавая своим рассуждениям подчас изысканную стихотворную форму:
Да будет всем глупцам известно,
Что улей жить не может честно.
В мирских удобствах пребывать,
Притом пороков избежать –
Нельзя; такое положенье
Возможно лишь в воображенье.
Нам – это все понять должны –
Тщеславье, роскошь, ложь нужны;
В делах нам будучи подмогой,
Они приносят выгод много.
Чтоб стать народ великим мог,
В нем должен свить гнездо порок.
Жизнерадостный философ весьма ясно и отчетливо увидел то, что современная цивилизация (читай, западная цивилизация) вовсе не безотходное предприятие по облагодетельствованию человека. В обмен она превращает в мусор все, к чему прикасается. Спам нынче дорог…
Кстати: один из самых продвинутых современных архитекторов, голландец Рэм Колхаас как-то сказал: «Весь мир – это шопинг, а шопинг создает пространство мусора». Судя по мусору, мы весьма успешно вживаемся в семью цивилизованных народов.
П. Уваров