Мировоззрение

«Человек воспринимает мир не как хаотический поток образов, символов и понятий. Вся информация из внешнего мира проходит через картину мира, представляющую собой систему понятий и символов, достаточно жестко зафиксированную в нашем сознании. Эта схема-картина пропускает только ту информацию, которая предусмотрена ею. Ту информацию, о которой у нас нет представления, для которой нет соответствующего термина (названия), мы просто не замечаем. Весь остальной поток информации структурируется картиной мира: отбрасывается незначительное с ее точки зрения, фиксируется внимание на важном».

Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов

«Если у людей одна картина мира (как, скажем, у толпы зевак или очереди за хлебом), их можно разогнать простой угрозой применения насилия, а если другая (как, например, у правоверных мусульман, верящих, что павшие за веру попадают прямо к Аллаху) – их можно только убить, но не запугать. Люди с одной картиной мира (как у комсомольской молодежи в годы первых пятилеток) могут добровольно работать сутками на холоде и без пищи, а люди с другой картиной мира (скажем, «воры в законе») могут годами «доходить» в штрафных изоляторах без тепла и еды, но работать не станут даже под угрозой смерти)».

К.Б. Соколов

«Мы долго отрицали то, что не только реальность формирует сознание, но и наоборот – сознание формирует реальность».

В.И. Уколова

«В известном смысле любого человека можно уподобить мольеровскому Журдену, которому вдруг открыли глаза на то, что он всю жизнь говорил прозой, даже и не подозревая об этом. Так же обстоит дело и с «картиной мира». Она есть у каждого человека, существует в нем, а сам человек вне ее не существует. Каждый усваивает ее по-разному: это зависит от индивидуальности, от места в обществе, от уровня образования и от многих других обстоятельств. Но так или иначе, «картина мира», присущая данной человеческой общности, присутствует в сознании человека, или, лучше сказать, в подсознании, потому что человек, как правило, не осознает ее. Можно сказать: он ею обладает, но он ее не знает. Дело в том, что не столько человек обладает этой картиной мира, сколько она сама как бы владеет им».

А.Я. Гуревич

«Всегда найдется немало людей, готовых искренно удивиться тому, что в них живет известное мировоззрение, что они имеют свой особый эстетический вкус, что они стоят в известном постоянном отношении к голосу совести, что у них имеется характерное для их души правосознание. А между тем, каждый человек, независимо от своего возраста, образования, ума и таланта, живет этими сторонами или функциями души, даже и тогда, когда он само о этом не подозревает. <…> Ограниченное, узкое, тупое мировоззрение – остается воззрением на мира; неразвитый, извращенный, дурной вкус творит по-своему эстетический выбор; подавленная, не выслушанная, заглушенная совесть по-прежнему бьется и зовет из глубины; а уродливое, несвободное, слабое правосознание всю жизнь направляет деяния людей и созидает их отношения. Человеку невозможно не иметь правосознание; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом, или не знает, дорожит этим достоянием, или относится к нему с пренебрежением».

И.А. Ильин

«В праве и в морали, в религии и в искусстве, в устроении своего гражданского и государственного быта, своего домашнего обихода – субъект раскрывает себя, воплощает во внешних формах свою внутреннюю сущность…»

П.М. Бицилли

«Неопределенность жизни обнаруживает себя во всех ее измерениях, сферах и процессах; проблема определенности жизни неявно присутствует повсюду. Все создания стремятся к лишенному неопределенности осуществлению своих сущностных возможностей, но только в человеке как носителе духа неоднозначность жизни и поиски ее определенности становятся осознанными. Человек переживает неопределенность жизни во всех ее измерениях, так как он участвует в них; он также переживает ее непосредственно в себе самом как многозначность функций духа – морали, культуры и религии. Из этого опыта и проистекают поиски определенности жизни: это поиски жизни, которая достигла того, к чему направлена ее самотрансценденция».

П. Тиллих

«… Отыскав истину, люди, действительно убежденные устраивают сообразно с нею всю свою жизнь, и в том числе такие ее стороны, в которых действует элемент принципиальный. Никогда не было ни одного верования и убеждения, которые бы не приводили к этому, и быть не может, если только люди действительно верят в истину. Да и не должно быть иначе, ибо люди естественно должны стремиться, чтобы их жизнь была устроена по правде, то есть хорошо и правильно, а следовательно, соответственно верованию и убеждению. <…> Убеждения и верования были бы чем-то очень ничтожным, если бы людям служили только для словесных турниров и диспутов. В действительности же убеждения служат для всецелого построения согласно им всей жизни».

Л.А. Тихомиров