Лучше бы пил и курил…

Начиная с 1980 года, ведет свой отсчет так называемое направление «Новая Хронология», авторами которой являются математики А. Фоменко и Т. Носовский.  Хроно-террористы пытаются разрушить вместе со скалигеровской хронологией XVI –XVII вв. сам привычный образ древней и средневековой истории человечества. Дуэт математиков сваливает в одну кучу Русь, Монгольскую державу и Оттоманскую Порту. Та же грустная операция коснулась и многих исторических  деятелей, превратившихся в «очумелых ручках» А. Фоменко и Т. Носовского в этаких историко-хронологических трансформеров. 

Профессиональный историк, с младых ногтей натаскиваемый на зубрежку понятий, дат и имен, крайне тяжело переносит такие обороты ушлых математиков: «Хан Батый, он же (по нашей реконструкции) Ярослав Мудрый, он же Иван Калита» и далее в том же духе. Так и слышишь, как будто голос Глеба Жеглова произносит эпическое заклинание: «Анна Федоренко, она же Элла Канцельбоген, она же Изольда Меньшова, она же Людмила Огуренкова, она же Валентина Панеяд» (Я думаю, все-таки не случайно разработка «Новой Хронологии» началась в 1980 году, а фильм «Место встречи изменить нельзя» - в 1979 году. Вот оно, ньютоново яблоко Носовского и Фоменко!).

Историки активно взялись за мат-дуэт, что в целом было не очень сложно в связи с непосредственностью данных персонажей. Но! – обратная сторона данного хронологического лубка гораздо более грустна для профессиональных историков, чем даже «четвертование» Ивана IV Грозного (это, по мат-дуэту, не один, а целых четыре царя). Носовский и Фоменко торпедировали представление об истории как сколько-нибудь науке. Оказалось, что это пространство плохо склеенной фактографии, напоминающее дадаистский коллаж. И если даже несправедливо и ошибочно лоскутное одеяло т.н. истории ставится под сомнение, то от науки ничего не остается. Нет строгой теории, нет систематики, отчетливой системы координат, устойчивых алгоритмов понимания пространства «исторического». Набор дат и фактов.  И ученые студенты исторических факультетов, зубрящие даты, имена и понятия. И Сумасшедшие технари, ненавидящие гуманитариев за больший успех у женщин ввиду большей отвязности речей и мыслей, которые подкладывают под них новую мину: «Сказание о звере-мамонте как аллегорическая биография выдающегося актера начала ХХ века Мамонта-Дальского».

Кстати: Носовский и Фоменко не придумали свою хронологию, а заимствовали «идею» у «пламенного революционера» Н. Морозова, просидевшего не один десяток лет в Шлиссельбургской крепости. Маркиз де Сад развлекал себя в подобной ситуации писанием порно-произведений, а Морозов, как и положено революционеру, сокрушением устоев, до которых мог дотянуться в одиночке. Эх! Лучше бы (см. заголовок).

 

П. Уваров