Киев: Приведите Вия!

Призрак бархатной революции бродит по бывшему Союзу. Не так давно состоялось окончательное «анчуризация» Грузии (превращение ее в банановую республику) с неизбежным ухудшением качества экспортируемого вина. Теперь неймется украинским поклонникам мягких переворотов.

Но самое главное в понимании этих событий – найти смысловой нерв, раскрывающий стилистику происходящего. С Грузией совсем просто – никакого Шоты Руставели, полный О`Генри. А «нарыв» на майдане Незалежности в Киеве – это, безусловно, гоголевские нотки, по-видимому, глубоко, на генетическом уровне въевшиеся в мировоззрение народа, с удовольствием обозвавшего себя «украинцами». Раньше мы все были русскими, одним из тех народов, который форматировал мировую историю. Нашествие монголов временно внесло нюансы в общерусскую жизнь. Зависимые от Золотой Орды северо-восточные земли, на которых возникло новое православное  Московское государство, стало Великороссией. Оставшаяся в зависимости от Литвы часть получила название Малороссии, оставшаяся свободной от монголов часть получила название Белой, т.е. свободной. Малороссия была Украиной прежде всего для поляков, для которых чужая иноверческая земля была просто защитным рубежом от набегов крымских татар, и не более того. А в XIX в. это наименование  подхватила малороссийская «образованщина», которая, мучимая провинциальными комплексами перед москвичами и петербуржцами, придумала себе отдельную страну, а проблему идентификации решили за счет противостояния Москве, забыв, что они тоже русские. Как сказал великий Кобзарь: «Вмию, да не буду говорить по-русски!».

Но Украина дала России Гоголя, зорко уловившего какие-то архетипические вибрации национального характера, прежде всего, зачарованную прельщенность Западом. Ведь еще князь Даниил принял королевскую корону от папы Иннокентия IV в Дрогичине. Католический Запад не помог Даниилу против монголов, но дорожка была проторена.

Если события в Москве в 1991 году по стилистике напоминали «Трех  толстяков» Олеши, то события в сегодняшнем Киеве – это какой-то эксцентрический коктейль из гоголевских образов, как будто вся нечисть из произведений Николая Васильевича, вперемежку с более прозаическими персонажами, обосновалась на майдане. Больше всего шумят, конечно, Антоны Ивановичи Шпоньки со своими тетушками (типа творческая элита). Как из-под земли возникшие на зов панночки Тимошенко гномы,  кучкуются  поклонники эсесовского формирования «СС-Галичина». Категоричная молодежь  считает себя продолжателями дела «великого» Степана Бандеры, своими прозападными настроениями  напоминая Андрия Бульбу, которому рано или поздно произнесут: «Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» Ну и, конечно, рядом с панночкой сам Вий – Ющенко, покрывшийся коростой, как будто его действительно гримировали для роли в фильме Птушко.

Ну и как же без сочувствующих российских демократов? Тут полный набор Маниловых, Ноздревых, а в Москве на просвещенных ток-шоу целые наборы Пал Ивановичей Чичиковых, которым и Россия, и Украина одинаково до фени, а желательно поднабрать мертвых душ для своих мутных гешефтов.

Хотя киевские беснования не страшны, а скорее смешны – это к тому, что история, а, возможно, и литературные сюжеты повторяются два раза. Интересно, случайно либо по той же самой генетической памяти украинские власти действуют методой еще одного персонажа – Хомы Брута: очертивши круг, они стоически терпят ужимки и прыжки нечистой силы, ожидая утреннего крика петуха.

Ради аллегории, что называется, не пожалеешь мать-отца. Впереди-то год Синего Петуха. Так что можно сделать точный политический прогноз: по-видимому, 8 февраля 2005 года ожидается, что нечистая сила разбежится. Главное – не нервничать, не впадать в истерику, не устраивать Тяньаньмынь по-киевски (намек на котлеты, безусловно, кощунственен).

Кстати: самое главное – опять по Гоголю: не надо их бояться. Вспомним, как Тиберий Горобець объяснял Халяве  причину гибели Хомы от нечистой силы, клубившейся вокруг него три ночи: «А я знаю, почему пропал он: от того, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то  и ничего не будет. Я знаю уже все это, ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы». Я бы заменил базар на майдан, а в остальном бы полностью согласился с Николаем  Васильевичем.

 

П. Уваров