Иерархия

«Иерархия <…> есть священный чин, знание и деятельность, по возможности уподобляющаяся Божественной красоте, и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию. <…> Цель иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним. Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, запечатлевает Его образ и своих причастников делает Божественными подобиями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи светоначального и Богоначального света, так, что, исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами, наконец, сообразно с Божественным установлением, обильно сообщают оное низшим. <…> Совершенство каждого из принадлежащих к Иерархии состоит в том, чтобы стремиться по возможности к Богоподражанию и, что всего важнее, соделаться, как говорит Писание, споспешниками Богу и по возможности обнаруживать в себе Божественную деятельность <…>».

Псевдо-Дионисий Ареопагит

«Иерархия есть ступенчатый строй мира. В мире есть ступени, определяемые степенью близости к Богу. Бог есть во всём. Но не во всём равно. <…> По естеству своему не всё равно близко к Богу. Но между этими, как бы всё отступающими концентрами, есть живая и непрерывная связь, и все существуют для других, так что только полнота всего осуществляет цель мира. Всё стремится к Богу, но стремится чрез посредство, сквозь среду более тесных концентров. Иначе, как с содействием высших, низшие не могут взойти к Богу. Этот лествичный принцип Дионисий выдерживает очень строго. Таким образом, порядок оказывается путем и действием. Цель иерархии – любовь к Богу и общение с ним».

Г.В.Флоренский

«Чтобы верно оценивать важность рассматриваемой тройной классификации, необходимо отметить, что она применима не только к группировкам людей. Она распространяется и на совокупность некоторых концептов, которые таким образом оказываются связанными с классами. Эту связь можно и не заметить сразу; она выявляется косвенным путем, в выражениях, на первый взгляд малозначительных, но которые обретают свой точный смысл, будучи сопоставленными с собственно социальными концептами. Приведем пример. В одной из ахеменидских надписей времен Дария был обнаружен текст молитвы, которую произносили, чтобы отвести от страны три рода бедствий: dusiyara «неурожай», haina «вражеское войско», drauga «ложь» как нарушение моральных и религиозных установлений. Такая формулировка не случайна. Эти три вида несчастий выстроены в закономерном порядке: «неурожай» – бедствие для земледельца, «нападение врагов» – бедствие для воина, а «ложь» – бедствие для жреца. В этом примере мы обнаруживаем всю ту же иерархию трех классов, <…> но транспонированную в три рода бедствий. И общество, и мир в целом мыслились и получали определение только в свете этого тройного деления».

Э. Бенвенист

«… В трансцендентной иерархии один уровень выше или ниже другого не количественно, а качественно, т.е. переход от одного к другому с необходимостью должен сопровождаться пересечением передела (трансцендированием), что означает разрыв с прежним качеством…»

А.Г. Дугин

«…Вероятно предположить, что в любом обществе существует особый механизм, контролирующий процесс вертикальной циркуляции. Этот контроль заключается, во-первых, в тестировании индивидов для установления адекватного выполнения ими социальных функций; во-вторых, в селекции индивидов для определенных социальных позиций; в-третьих, в соответствующем распределении членов общества по различным социальным слоям, в их продвижении или деградации. Другими словами, внутри стратифицированного общества существуют не только каналы вертикальной стратификации, но и своего рода «сито», которое просеивает индивидов и определяет им то или иное место в обществе».

П.А. Сорокин

«Гражданское устройство мыслится как отображение небесной иерархии, Христом возглавляемой, т.е., иначе говоря, дольнее отражает горнее и подражает ему и потому пронизывается и живет его энергиями. Следовательно, в дольнем, хотя и есть высшее, и низшее, с разными сферами своей деятельности, но нет ничего случайного, пустого, лишенного ноуменального веса: «вся по чину да бывает», а этот чин от вечности начертан на небесах. В теократическом строе всяко место ноуменально и не одна должность не мыслится как обездоленная причастности к вечному миропорядку. Можно сказать, всякая деятельность, раз только она не выпадает из теократии, есть служение, и притом служение Вечному, а не людям и их земным интересам, – всякая должность есть теократический сан. <…> вся гражданская организация пронизана символическими действиями, задача которых никакой стороны жизни не оставить вне ее ориентированности на высшем духовном начале и все связать со всем в единый духовный организм».

П.А. Флоренский

«Я восстанавливаю иерархию там, где люди стали похожи, как капли воды, и растеклись болотом. Я тружусь ради человека, созданного прекрасной несправедливостью. Логика доброжелателей мне знакома. «Можно ли притеснять подобное совершенство?» – твердят они. И во имя того, кто был создан столькими притеснениями, уничтожают притеснения. Но человек жив, пока сердце помнит запреты».

А. де Сент-Экзюпери

«Современный человек не способен понять иерархию во всей ее полноте. Сначала он совсем не замечает ее. Если она навязывается ему, он стремиться освободиться от нее как от эпифеномена. Когда же он наконец признает ее…, то ему понадобиться еще одно усилие, чтобы принять ее такой, какова она есть,  и не приписывать ей воображаемых свойств».

Л. Дюмон

«Иерархизм – такова формула средневекового мировоззрения, и такова формула всей средневековой культуры… иерархия людских чинов ведь не что иное, как, так сказать, надстройка над иерархией тварей и к тому же – отображение и образ небесной иерархии»

П.М. Бицилли