Этюд о морали, нравственности и прочих прекрасных вещах

У студентов ЮУрГУ бытует предание о том, что на одну из лекций был приглашен молодой и достаточно известный челябинский предприниматель С.М. Бухдрукер, который одним из главных тезисов своего выступления сделал следующий: «Я научу вас, как из бедных стать богатыми. Но для этого вам надо забыть одно слово – «мораль». В некоторых вариантах рассказа вместо слова «мораль» употреблялось слово «нравственность», а в некоторых –  «совесть», что в данном случае не так уж и важно.

Казалось бы, лектор безусловно прав. Мораль является мощным ограничителем человеческого поведения, заставляя иногда предпочесть то, что не всегда выгодно с точки зрения собственных интересов, логики бизнеса и так далее. Даже с точки зрения математики, исходя из закона больших чисел, человек, у которого, условно говоря, 50 возможных способов решения проблемы, заведомо должен проигрывать в конкурентной борьбе человеку, у которого таких способов 150, а то и больше. Естественно, больше вариантов у того, кто не ограничивает себя моралью, т.е. заданными правилами.

Но это – математика. Человеческие отношения, слава Богу, сложнее, вариативнее и более непредсказуемы. Поэтому в современном обществе тяжело жить абсолютному праведнику, но так же неуютно и человеку принципиально аморальному. Про праведника все понятно, но ведь и принципиально аморальный человек, упиваясь собственной «анормальностью», забывает, что ситуация иногда требует быть добрым, а не злым, бескорыстным, а не скаредным, вежливым, а не хамоватым и т.д. Короче говоря, современный человек должен быть ситуативен, как это ни прискорбно.

Успешный человек сейчас – это библейский «тепло-хладный», т.е. человек без каких-либо принципов. Если хорошо и удобно быть патриотом – он станет патриотом, если можно получить дивиденды с того, что ты «человек мира» – он станет космополитом, так что наш мир еще более несовершенен, чем это представлялось молодому предпринимателю С. Бухдрукеру, щеголявшему перед студентами собственной оригинальностью и якобы «пониманием жизни».

Кстати: сам С. Бухдрукер так и не стал олигархом уровня Ходорковского или Абрамовича. Как и И. Рыбкин – так и не стал крупным автономным игроком на политическом поле, предпринимая замысловатые эволюции типа перехода от коммунистов к Б. Березовскому. Поэтому математически точный результат заключается в том, что С. Бухдрукер возглавил предвыборный штаб И. Рыбкина в Челябинске. Возможно, обоим не хватает «тепло-хладности» для полного успеха?

 

П. Уваров