«Дети» Обломова
И главное, есть у них черты, которые заранее и с головой выдают. И, в первую очередь, их бытовая, повседневная адекватность. То, что считается «приватной» жизнью или «личным делом». При этом «потрясатели основ» хорошо знают свою ахиллесову пяту. И начинают всегда с борьбы против «предрассудков», «условностей» и «комплексов». И наш шанс заключается в том, что, как все искренние и последовательные люди, начинают они с себя.
Нам хватит и отечественного материала на этот счет. Вот что, например, вспоминает о «светлых личностях» 70-х годов XIX в. Л.А. Тихомиров, отдавший в молодости обильную дань идеям радикализма: «Как проходит их жизнь? Немного лекций, а затем сожительство с модистками, гоньба за ними по бульварам, карты, кутежи. Пили вообще очень много. Шульга выпивал на пари сразу 20 бутылок пива. Приходишь к Швембергеру и Рудковскому; смотришь, кто-нибудь сидит утром и дерет водку, закусывая солью. Это делалось для шику: дескать, как настоящие горчайшие пьяницы. Показывают тут же кучи рвоты: пили, дескать, весь вечер, ночью так начало рвать такого-то – беда! И не следует видеть во всем этом, строго говоря, разврата. Нет, это было наполнение чем-нибудь жизни».
И, знаете, дело не в пьянстве, да еще в студенческие годы. А в том, что если человек что-то предлагает разломать и сделать так, как ему, неизвестно почему, кажется, да еще имея в виду целую страну и уклад жизни других людей – тут надо обязательно задуматься какой жизнью человек живет в своей маленькой, «личной» стране. Вряд ли мы доверим свою жизнь в дугу пьяному и расхристанному шоферу или пилоту. А почему легко доверяем судьбу страны и своих близких?
И еще одна характерная черта – полная инфантильность и неприспособленность к жизни, что для «сокрушителя основ» в масштабах государства крайне подозрительна. Чего он там «напереустроит», если сам нуждается в няньках и внешней корректировке.
На этот счет интересный эпизод можно найти в мемуарах «пламенной прогрессистки» Е.Н. Водовозовой (возможно, не только внешне смахивающей на В.Новодворскую). Собралась девушка, окончившая Смольный институт и, походя учившая жизни своего дядю, боевого генерала И.С. Ганецкого, прокатиться самостоятельно к подруге в гости: «Я вскочила в первые попавшиеся сани и приказала везти себя в Смольный. Как это ни невероятно, но, тотчас после выхода из института, я не имела ни малейшего представления о том, что прежде всего следует условиться с извозчиком о цене, не знала, что ему необходимо платить за проезд, и у меня не существовало даже портмоне». Естественно, прибыв по назначению, она бросилась бегом от извозчика, желавшего получить «трешницу», подозревая в нем «разбойника». Ситуацию исправила тетка ее подруги, заплатив извозчику и объяснив ему, что «барышня ничего не понимает». Успокоившийся возница произнес очень верные слова, хотя не был специалистом по психологии радикализма: «Я тоже смекаю: не то она придурковата, не то блажная какая».
И опять – можно умилиться наивности юного существа, не знающего элементарных жизненных реалий. Мешает это сделать только одно – наивная девушка вместе с другими ее поля ягодами на своих «тайных» посиделках горячо поддерживала, а иногда и сама произносила, весьма горячие и ответственные речи: «Мы, молодая Россия, обязаны повергать во прах старые идолы и разрушать старые храмы, чтобы на их развалинах создавать новую жизнь, и эта новая жизнь ничего не должна иметь общего с жизнь старого поколения».
Не смешно, а страшно, что нелепые, ущербные люди, не умевшие в собственном жилище поддерживать элементарные чистоту и порядок, умудрялись вести за собой людей, чтобы «повергать во прах» во имя приблазнившегося им «светлого» будущего.
Кстати: Современная «сокрушительница» всех и вся, Валерия Новодворская, напоминающая девочку, превращенную в старушку злыми волшебниками из «Сказки о потерянном времени», в статье на серьезные политические темы обильно цитировала… «Волшебника Изумрудного города». Как не вспомнить снова прозорливого извозчика из мемуаров Елизаветы Водовозовой…
П. Уваров