Бум-бум-бумер на задворках Поднебесной

Китайский экономический (и не только экономический) феномен – данность для всего мира, включая такие его уголки как США, Западная Европа и Япония.  А, казалось бы, так недавно в ходу были советские анекдоты, в которых высмеивалась, с  одной стороны, многочисленность китайцев, с другой стороны – их безнадежная отсталость. И все это замешано на безусловно покровительственных интонациях.

На рубеже ХХ и ХХI  веков миру уже не до смеха. «Китай – великая страна, и китайцы нас всех растопчут». Эти слова принадлежат крупнейшим обувным королям современной России. Они обещают, что через пять лет 80% производимой в мире обуви будет китайской, и  притом по качеству вовсе не «китайской». Но дело даже не в сапогах и ботинках. Китай – самая динамичная экономика в мире. Китай – единственная в мире страна, которая позволяет себе, если она того хочет, говорить «нет» Америке и всем остальным.  И рецепт китайского чуда, на мой взгляд, весьма прост: понять его можно, отталкиваясь от факта скорее культурно-мировоззренческого, нежели экономического или политического.

Лидером китайского кинопроката за последние 15 лет стал фильм Чжана Имоу «Герой». Кроме безусловных художественных достоинств, он заметен тем, что организующим всю архитектонику фильма, в том числе цвет и видеоряд, является революционный для современного мира посыл, о котором неплохо высказался интернетовский кинокритик А. Костылев: «Чжан Имоу покончил с низкопоклонством перед Западом. Причем сделал это красиво во всех смыслах. Потому что развернулся и дал бортовой залп роскошной мракобесной апологии сильной власти по фестивалям, прославляющим маленького человека. Потому что снял один из самых совершенных и красивых фильмов в новейшей истории кино». Другое интернетовское издание – афиша «Разбор полетов» – вторит Костылеву: «Герой – произведение правое или даже ультраправое. Конфуцианская идея растворения личного в общественном, легшая в основу китайской государственности, является магистральной идеей «Героя»».  Центральной фигурой этого фильма является император Цинь Шихуаньди – человек, изваявший китайскую цивилизацию в тех принципиальных формах, которые пережили более чем 20 веков. Суть сделанного им заключается в том, что абсолютный идеал и порядок являются первоначалом для любой здоровой цивилизации. Все остальное проистекает из этого и держится им.

Именно способность современного Китая воскресить традиционные духовные ценности собственной цивилизации стала основным оплодотворяющим началом «китайского чуда». Современные китайские рабочие – безусловные наследники по своему мировоззрению императора Циня. Этого не могут не замечать даже экономические  обозреватели: «Коллективные, дисциплинированные, ответственные китайцы свято верят в то, что создают великую Поднебесную. Все это в совокупности привело к тому, что производство в Китае стало оптимальным для производителей всего мира» (Эксперт. 2003. №22 (376)).

Лидером российского проката того же 2003 года из числа российских же фильмов стал фильм режиссера П. Буслова «Бумер», посвященный модной теме преступной романтики. Несколько отморозков, разъезжающих на джипе БМВ, занимаются криминальными разборками. Очень показательно, что саунд-трек к фильму записан группой «Ленинград», известной своим непреоборимым пристрастием к великому и могучему русскому мату. Что ни говори, но лидерство в Китае фильма «Герой» и в современной России фильма «Бумер» наглядно показательны. Если Китай превращается в отмобилизованное, великое, прежде всего в духовном смысле общество, то современная Россия так и не может преодолеть в себе сладострастное стремление быть отстойником на задворках Поднебесной. Разрушенное, прежде всего, духовно, общество, состоящее из оголтелых атомизированных личностей, пытающихся вырвать свое маленькое счастье из рук своего ближнего, вряд ли может быть эффективным, сильным и сколько-нибудь престижным для ожидаемых как Мессия западных инвесторов. В коммунистический Китай инвесторы ломятся на конкурсной основе.

Кстати: император Цинь Шихуаньди начал строительство Великой Китайской Стены. Это единственный рукотворный объект на Земле, который виден из космоса.

 

П. Уваров